Об авторе Статьи Галерея Мастер-классы Контакты
Назад

Некоторые приемы новаторства в композиционном построении тематической картины «Снятие с креста» художницы Ольги Карпенко


Поль Луис Валери

 

Тематическая картина художницы Ольги Карпенко «Снятие с креста» построена по строгим правилам классицизма. «Художник должен расположить естественно фигуры… так… чтобы главная фигура имела перед прочими преимущество, и зритель, не искав ее в куче других, видел с первого взгляда… чтобы составляющие группу были между собою связаны и не оставляли больших промежутков» [ 1 ].

1) Главная фигура Христа имеет перед прочими преимущество. Во первых, она помещена в центре картины, а все другие фигуры ее окружают и к ней тянутся руки всех действующих лиц. Во вторых, фигура Христа выделена характерным цветом.

2) Все участники сцены в картине объединены в устойчивую группу, между собой связаны и не оставляют больших промежутков. Мало того, они связаны настолько тесно, что создается впечатление их взаимного переплетения.

Основу этой тематической картины составляет рисунок, передающий удивительную красоту пластики.

Художница Ольга Карпенко, одаренная от природы удивительным чувством цветового восприятия, построила уникальную цветовую гамму этого произведения. В картине использовано сложнейшее тройное освещение. До сих пор в мировой практике такая задача не решалась ни одним живописцем.Свет исходит от трех источников, причем совершенно разных по своим спектральным составляющим.  Во первых, – свет теплый красновато-желтый от светящегося фонаря, спектр которого ближе расположен к инфракрасной составляющей длине волны. Во вторых, – свет холодный сине-зеленый от луны, спектр которого ближе расположен к ультрафиолетовой составляющей длине волны. И, наконец, третий источник света от начинающегося рассвета с едва уловимым теплым розоватым оттенком восходящей зари, спектр которого расположен внутри спектров первых двух источников.

Лица, тела, одежды написаны в смелых рефлексах и резких контрастах света и тени. Живопись насыщенная и активная в цвете.

Надо отдать должное таланту художницы Ольги Карпенко – она с этой задачей справилась превосходно. Фигуры написаны так правдоподобно, что  при неярком освещении и, когда не мешают созерцать картину, есть ощущение движения и тихого перешептывания людей, снимающих Христа и укладывающих его на плащаницу. Мы, как бы невольно, становимся участниками происходящего события этой тематической картины, так как  композиционно на переднем плане расположены фигуры, изображенные со спины.    

Кроме использования в построении тематической картины художницы Ольги Карпенко «Снятие с креста» строгих правил классицизма, хочется отметить также и влияние романтизма на развитие сюжета картины. Характерными признаками которого является конфликт – столкновение благородства и низости, героя и среды, добра и зла. Конфликт заложен в основу сюжета тематической картины на религиозную тему. Художница Ольга Карпенко не только показала пластическое совершенство, не только удивительный колорит, но и замечательную этическую сущность человеческих взаимоотношений и нравственных чувств. Зло, причиненное главному герою – Христу, объединило всех персонажей картины. Их руки бережно удерживают его израненное бездыханное тело. Они объединены одним желанием и верой спасения Христа.

В этой связи хочется отметить позитивное начало в дальнейшем развитии сюжета картины на религиозную тему. Свет начинающегося рассвета дает зрителю надежду на удивительное чудо, которое произойдет с Христом. Он воскреснет!

__________________________________

 

1. Журнал изящных искусств. – 1823. – кн. І.  – С. 71 – 72.

2. Верещагина А. Г. Художник время история. – Л.: Искусство,  1973. –  130 с.: ил. 

3. В. В. Драгунский Цветовой личностный тест: Практическое пособие. – Мн.: Харвест, 1999. – 448 с. – (Библиотека практической психологии).

4. Миннарт М. Свет и цвет в природе. М.: – 1969. – 360 с.: ил.

5. Герхард Цойгнер Учение о цвете. Издательство литературы по строительству. – М.: – 1971. – 159 с.: ил. 

6. Зайцев А. С. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство,  1986. –  158 с.: ил. 

Создание сайтов Курсы