Об авторе Статьи Галерея Мастер-классы Контакты
Назад

Заметки художника


                                                                                  Ольга КАРПЕНКО

Иногда задумываешься: сколько школ, направлений существовало в мировом искусстве, какие уникальные произведения создавались на протяжении веков и, с другой стороны, как много экспериментального, нового, иногда весьма шокирующего происходит сегодня в художественной среде, то кажется, что ещё можно сказать нового; всё уже было сказано и на весьма высоком уровне. Наверное, подобные мысли так или иначе посещают каждого творческого человека. Но тут же из какой-то космической сферы приходит если не ответ, то по крайней мере определённое разъяснение – всё дело в неповторимости и уникальности каждого из нас.

 Чем разнообразнее и ярче окрашены творческие индивидуальности, тем богаче создаваемое ними художественное наследие. И тем не менее, при всей уникальности каждого из нас и ширине творческого диапазона, в мире существуют некие незыблемые правила гармонии и красоты, пропорций и равновесия, на которых строятся школы. Хоть отношение к понятию красоты меняется и неразрывно связано с мировоззрением эпохи.

Часто поначалу кажущееся диким, непривычным со временем становится общепринятым, формируется в направление, школу и превращается в классическое. В наше время, в начале 21-го века критерии искусства довольно расплывчаты и иногда задаёшься вопросом: да искусство ли это вообще? Возможно, это определённый способ самовыражения и соответственно самоутверждения; попытка во что бы то ни стало обратить на себя внимание, пусть даже преступив определённые морально-этические нормы. Споры о современном искусстве не утихают, а художники действуют по принципу – главное, чтобы о них говорили; плохо ли, хорошо ли, не важно. Говорят, значит тебя заметили.

Однако при всей размытости критериев в отношении искусства нынешнего, мне кажется, главный эстетический вопрос – это понятие художественности произведения. Оценивая какое-либо произведение именно по художественным характеристикам, мы сможем понять, возможно ли отнести его к сфере изобразительного искусства, либо оно принадлежит к другим видам и сферам человеческой деятельности. Ещё один немаловажный, на мой взгляд, вопрос этического характера – принцип искренности или, ещё можно сказать, глубокой убеждённости в правильности своих взглядов и способе их выражения.

Недавно я общалась с одним небезызвестным искусствоведом и она сказала, что художник может успешно писать то, что он хорошо знает: либо город, в котором он живёт, либо людей, характер которых понимает, предметы, явления и т.д. Я вполне согласна с такой точкой зрения. Для меня искусство, живопись, творчество вообще это определённая форма исповеди, общения с Богом, людьми, миром.

Когда-то в ранней юности я вела дневник, записывала больше не то, что со мной происходило, а свои мысли, своё отношение к событиям, людям. Но однажды я поняла, что мне больше это не нужно. Возможно, какие-то взгляды сформировались, сформировалось мировоззрение. Но, главное, я поняла, что живопись – это моё дыхание; без кисти, карандаша грустно вдыхать запах сирени, слышать пробуждение птиц, шуршать осенними листьями. Когда переполняет радость, мазок уверенный, краски сочные, звонкие. Если наступает период тоски, безысходности, пустоты – нет лучшего друга, чем холст, на который можно излить себя и заново родиться.

Безусловно, нужно знать, изучать стили, направления в искусстве, посещать выставки, стремиться как можно больше узнать, но если приходишь в результате к выхолощенному стилизаторству, к тиражированию найденного раз и навсегда художественного метода, образного языка, перестаёшь развиваться и появляется фальшь, которую чувствуют как умудренные опытом «акулы пера», так и неискушённые зрители.

Я отношусь к созданию каждой творческой работы как к своеобразному эксперименту, научному опыту с цветом, формой, пространством, фактурой. Каждая работа должна быть своего рода открытием, пусть маленьким, пусть только для самого себя, но в этом есть развитие, эволюция. Каждый день не похож на предыдущий; четыре сезона хоть и повторяются, никогда не бывает двух одинаковых зим, двух закатов на небосклоне. Поэтому удивительно, как может художник прожить целую жизнь и писать одинаково, раз и навсегда выбранной манерой. Я понимаю в этом либо ограниченность, либо страх потерять клиентуру.

В этих нескольких строках я попыталась объяснить своё понимание искусства, его задачи и многие художественные попытки на широком благодатном и сложном творческом пути.

 

Создание сайтов Курсы