Об авторе Статьи Галерея Мастер-классы Контакты
Назад

Тематическая картина



Возможности станковой (самостоятельной, не связанной с архитектурой)тематической картины безграничны. Она может быть очень больших размеров и миниатюрной, рассказывать о крупнейших исторических событиях и изображать забавную бытовую сценку. Это вид живописи, который наиболее полно и многогранно отражает действительность. В тематическую картину в качестве её составных частей могут быть включены и натюрморт, и пейзаж, и интерьер, и портретное изображение людей.

В зависимости от содержания тематические картины делят на исторические, посвященные событиям прошлого, батальные, отображающие сцены войн, битв, походов, и бытовые, в которых художник показывает повседневные явления современной ему жизни.

Тематическая картина обобщает многие жизненные впечатления художника. Она возникает на основе большого подготовительного труда. Вы уже знаете, что часто живописец в ходе своей работы исполняет десятки этюдов и эскизов. Иногда этюды и эскизы (например, этюды А.А.Иванова к его картине “Явление Христа народу”, 1837-1857) уже сами по себе являются высокохудожественными произведениями. Но в этюде, исполняемом непосредственно с натуры, может быть много случайного, несущественного. Тематическая картина же-итог творчества живописца, вывод из его наблюдений, раздумий, поисков. Поэтому она должна представлять собой продуманный и законченный художественный образ.
Замечательного расцвета достигло искусство тематической картины в русской живописи второй половины ХIХ века. Этот расцвет был связан с широким демократическим движением в русском обществе, с подъёмом революционной борьбы народа против царского самодержавия. Передовые художники этого времени стремились своим творчеством служить народу, клеймили зло и несправедливость, возвеличивали народных героев и тем самым призывали к борьбе против угнетателей.
В начале 1870-х годов эти художники организовали Товарищество передвижных художественных выставок. Выставки Товарищества передвигались из города в город, и за небольшую плату, а часто и вовсе бесплатно, люди могли увидеть замечательные произведения живописи и скульптуры. Искусство переставало быть достоянием избранных любителей, становилось доступным для трудовых людей.
Выдающиеся русские мастера тематической картины - В.Г. Перов, Н.Н. Ге, Н.А. Ярошенко, и особенно, И.Е. Репин и В.И. Суриков. Мы уже отмечали мастерство Репина на примере его картины “Не ждали”(1884-1889). Различные характеры людей и их психологические состояния, превосходно показанные художником, позволили ему передать всю сложность изображенного события, раскрыть его идейный смысл. Это произведение вдохновило многих лучших людей России на революционную борьбу за счастье народа.
В исторической картине В.И. Сурикова “Боярыня Морозова”(1887) нас ещё больше поражает многообразие человеческих характеров и типов. Здесь и сама Морозова, и множество других людей, по-разному относящихся к происходящему событию. Здесь лица сочувственные: в одних читается тревога, в других – сострадание, в третьих – печальное смирение, и лица безразличные, насмешливые, любопытствующие, и лица суровые, задумчивые.
Картина – словно единый многоголосый хор, в котором звучат и голоса страстной мольбы, и возгласы отчаяния, и выкрики угроз, и вздохи сочувствия, и всплески злорадного смеха. Всё это сложное переплетение человеческих страстей выражает борьбу, происходившую в самой жизни.
Чтобы понять картину, нужно знать о тех событиях, которым она посвящена. Боярыня Морозова была видной раскольницей. Раскол – это религиозное движение, распространившееся на Руси в XYII веке. В то время крепнущее царское самодержавие начинало вводить “новые порядки”, многое заимствуя из опыта заграничных государств. Эти изменения и нововведения коснулись и церкви. Раскольники были яростными защитниками старины, они боролись за сохранение отсталых обычаев. Но в движении раскола принимала участие беднота. Бедным казалось, что, борясь за сохранение старого, они отстаивают своё, родное, против иноземного “немецкого”. Поскольку новые порядки вводились сверху, от имени царя и поддерживающей его церкви, то раскольники стихийно выступали и против усиливающегося гнёта самодержавия.
Создание сайтов Курсы