Тематическая картина
Возможности станковой
(самостоятельной, не связанной с архитектурой)тематической картины
безграничны. Она может быть очень больших размеров и миниатюрной,
рассказывать о крупнейших исторических событиях и изображать забавную
бытовую сценку. Это вид живописи, который наиболее полно и многогранно
отражает действительность. В тематическую картину в качестве её
составных частей могут быть включены и натюрморт, и пейзаж, и интерьер,
и портретное изображение людей.
В
зависимости от содержания тематические картины делят на исторические,
посвященные событиям прошлого, батальные, отображающие сцены войн,
битв, походов, и бытовые, в которых художник показывает повседневные
явления современной ему жизни.
Тематическая
картина обобщает многие жизненные впечатления художника. Она возникает
на основе большого подготовительного труда. Вы уже знаете, что часто
живописец в ходе своей работы исполняет десятки этюдов и эскизов.
Иногда этюды и эскизы (например, этюды А.А.Иванова к его картине
“Явление Христа народу”, 1837-1857) уже сами по себе являются
высокохудожественными произведениями. Но в этюде, исполняемом
непосредственно с натуры, может быть много случайного, несущественного.
Тематическая картина же-итог творчества живописца, вывод из его
наблюдений, раздумий, поисков. Поэтому она должна представлять собой
продуманный и законченный художественный образ.
Замечательного
расцвета достигло искусство тематической картины в русской живописи
второй половины ХIХ века. Этот расцвет был связан с широким
демократическим движением в русском обществе, с подъёмом революционной
борьбы народа против царского самодержавия. Передовые художники этого
времени стремились своим творчеством служить народу, клеймили зло и
несправедливость, возвеличивали народных героев и тем самым призывали к
борьбе против угнетателей.
В начале
1870-х годов эти художники организовали Товарищество передвижных
художественных выставок. Выставки Товарищества передвигались из города
в город, и за небольшую плату, а часто и вовсе бесплатно, люди могли
увидеть замечательные произведения живописи и скульптуры. Искусство
переставало быть достоянием избранных любителей, становилось доступным
для трудовых людей.
Выдающиеся русские
мастера тематической картины - В.Г. Перов, Н.Н. Ге, Н.А. Ярошенко, и
особенно, И.Е. Репин и В.И. Суриков. Мы уже отмечали мастерство Репина
на примере его картины “Не ждали”(1884-1889). Различные характеры людей
и их психологические состояния, превосходно показанные художником,
позволили ему передать всю сложность изображенного события, раскрыть
его идейный смысл. Это произведение вдохновило многих лучших людей
России на революционную борьбу за счастье народа.
В
исторической картине В.И. Сурикова “Боярыня Морозова”(1887) нас ещё
больше поражает многообразие человеческих характеров и типов. Здесь и
сама Морозова, и множество других людей, по-разному относящихся к
происходящему событию. Здесь лица сочувственные: в одних читается
тревога, в других – сострадание, в третьих – печальное смирение, и лица
безразличные, насмешливые, любопытствующие, и лица суровые, задумчивые.
Картина
– словно единый многоголосый хор, в котором звучат и голоса страстной
мольбы, и возгласы отчаяния, и выкрики угроз, и вздохи сочувствия, и
всплески злорадного смеха. Всё это сложное переплетение человеческих
страстей выражает борьбу, происходившую в самой жизни.
Чтобы
понять картину, нужно знать о тех событиях, которым она посвящена.
Боярыня Морозова была видной раскольницей. Раскол – это религиозное
движение, распространившееся на Руси в XYII веке. В то время крепнущее
царское самодержавие начинало вводить “новые порядки”, многое заимствуя
из опыта заграничных государств. Эти изменения и нововведения коснулись
и церкви. Раскольники были яростными защитниками старины, они боролись
за сохранение отсталых обычаев. Но в движении раскола принимала участие
беднота. Бедным казалось, что, борясь за сохранение старого, они
отстаивают своё, родное, против иноземного “немецкого”. Поскольку новые
порядки вводились сверху, от имени царя и поддерживающей его церкви, то
раскольники стихийно выступали и против усиливающегося гнёта
самодержавия. |